НАСИЛИЕ В ГРУЗИИ И АМБИВАЛЕНТНОСТЬ КРЕСТА

0

Тамара Грдзелидзе (Tamara Grdzelidze)

После того, как 5 июля перед парламентом Грузии вместо флага Европы установили металлический крест, я собиралась написать только об амбивалентности этого креста, но события приняли ужасающий оборот.

В социальных сетях и СМИ всего мира широко освещали события, которые произошли в дни гей-парада, особенно в последний день, когда организаторы Парада решили избежать столкновений и 5-го июля отменили Марш достоинства. Это решение явилось результатом беспрецедентной агрессии, направленной в тот день против журналистов и представителей средств массовой информации. Журналисты сообщали о демонстрации протеста против Парада, организованной антизападными, т. е., российскими про-путинскими силами, которые активно поддерживает Православная Церковь Грузии [1].  Молодого оператора одного из оппозиционных телеканалов, Лексо Лашкараву, жестоко избитого и травмированного, 11 июля обнаружили мертвым у него дома. Таким образом, мои первоначальное планы омрачила трагедия гибели человека.

Избили и травмировали свыше пятидесяти репортеров и операторов, разгромили офис ЛГБТ, и в тот же день на улице напали на мужчину-туриста и ранили ножом за ношение серьги. Некоторые из нас потеряли дар речи, возмутились, были выбиты из колеи. Дело в том, что 5-го июля Министерство внутренних дел Грузии, полностью подчиненное правящей партии, не проявило должную бдительность, несмотря на постоянные угрозы со стороны российских про-путинских групп, которые также называют себя защитниками национальной и православной идентичности. Есть случаи, когда православные иерархи и духовенство очень агрессивно выступали против Парада геев и побуждали свою паству на борьбу с «угрозами безнравственности и потери православной традиции». В ответ на критику со стороны послов Соединенных Штатов, главного стратегического партнера государства Грузии, и Европейского Союза, один иерарх постыдным образом заявил, что не было бы ничего страшного, если бы умер один представитель СМИ.

Очень краткий анализ голосов и групп, вовлеченных в провоцирование  антизападных, антидемократических, антиплюралистских, произоляционистских, российских про-путинских, про – псевдо-православных движений, показывает, что эти люди, по своей воле или в ожидании выгод, препятствуют развитию суверенитета и демократии грузинского государства.

В день 5-го июля группа противников Парада достоинства, то есть, антизападных членов Православной Церкви, сняла флаг Европы (флаг является главным геральдическим символом Европейского Союза и Совета Европы), сожгла его и заменила крестом ”победы”—массивным металлическим крестом в форме традиционного грузинского креста, приписываемого Святой Нино, просветительнице грузин (4 век)—перед зданием парламента в Тбилиси. Несмотря на то, на следующий день глава парламента снова поднял флаг, металлический крест висел над ним, как Дамоклов меч.

Тем временем правящая партия начала рассуждения о самообороне, обвинив оппозицию в организации событий, и, обнаружив,  что тело погибшего журналиста содержало следы наркотиков, объявила о возможности его смерти от передозировки. Это обвинение выдвинуто, несмотря на многочисленные доказательства травм лица Лексо Лашкаравы и короткое видео, на котором около двадцати человек избивают его, когда он защищал от толпы женщину-репортера при освещении ими события для ленты новостей.

Уровень агрессии вокруг мероприятий Парада не соответствовал тому, что происходило на самом деле, и, к сожалению, полиция не подошла к этому ответственно, и на месте происшествия не было достаточного количества полицейских, чтобы контролировать ситуацию и защищать журналистов от агрессии толпы.

Почему поставили крест вместо флага Европы? Этот вопрос  лежит в основе этих трагических событий. Кто считает, что сожженный флаг Европы справедливо заменен специально подобранным для этого случая массивным металлическим крестом? Являются ли эти два символа несовместимыми? С каких пор крест Христов призывает к разрушению? К сожалению, все слои общества, участвующие или ратующие за эти  агрессивные действия, отвернулись от Евангелия, от значения креста воскресшего Христа, одного из самых сильных христианских символов. Прежде всего и главным образом, сила/власть Христа «не от мира сего» (Иоанн 18:36), и они предназначены не для того, чтобы заменить какую-либо власть в мире, а для того, чтобы преобразовать верующих и дать им новую жизнь во Христе, жизнь, погруженную в любовь к Господу и ближнему. «Ближние» – это все люди без исключения и без каких-либо оговорок.

С другой стороны, флаг Европы сегодня символизирует равенство всех людей, и поэтому он означает право в поисках счастья жить своей собственной жизнью, не разрушая жизнь другого. В основе «равенства людей» лежит чувство защиты и ответственности за жизни других, которое нуждается в постоянном развитии и интерпретации. В глубине души, несмотря на различные убеждения людей, забота о ближнем и забота о равенстве всех людей не так противоречиворечат друг другу, как как замена сожженного флага Европы христианским крестом.


 [1] Местоблюститель Патриарха Грузии, которого назначили несколько лет назад, предлагает ввести закон против оскорбления религиозных чувств.


Тамара Грдзелидзе – грузинский православный богослов; она преподает в Государственном университете Илии в Тбилиси, Грузия.