ЕВАНГЕЛИЕ СВЯТОГО ДУХА В ПЯТИДЕСЯТНИЦУ
В. К. Маккарти (V. K. McCarty)

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра…»
Чтения из Деяний (2:1,2) в день праздника Пятидесятницы безусловно заряжают духовной энергией, не правда ли? Они излучают яркий свет веры, возникающей в удивительном мистическом опыте, в который включается вся община, собравшаяся в молитве; так что, по словам «Кондака на Пятидесятницу» Романа Сладкопевца, «они славили Всесвятого Духа» (Э. Лаш, пер. 1995, 207). Это постоянное присутствие Бога Духа Святого, открытое нам в Писании, является основополагающим сокровищем православного христианства. Именно Святой Дух ведет нас через Литургию, он придавал отвагу ранним мученикам, руководил Вселенскими Соборами и устанавливал Канон Священного Писания.
Нам повезло, что Деяния апостолов были написаны так скоро после излагаемых в них событий. Хотя это история, включающая целый ряд запоминающихся персонажей и любимых эпизодов, которые содействовали зарождению и росту Первобытной церкви, именно воздействие Бога—живого Божества, известного нам как Святой Дух,—наиболее ярко, наиболее превосходно изображено здесь. «Не будет преувеличением заключить, что ранние христиане смотрели на Святого Духа как на главного внешнего свидетеля присутствия царствия Христа” (Дж. Кениг, Дары: Божьи дары для Божьего народа, 1978, 73). На самом деле, Деяния можно было бы озаглавить “Евангелие Святого Духа.”
Сегодня мы с вами можем обратиться к прошлому как молящиеся члены этой части Тела Христова, и сейчас мы видим, что вера людей вплетена в ткань, неотделима от устоев и истории Ранней Церкви. Так, в ранние дни церкви, когда движение Иисуса распространялось по Антиохии (Деяния 11:26), Лука снова и снова напоминает нам, что еще до того, как слово «христианин» стало характеризовать последователей Иисуса, их называли «верующими»—за их веру. (Деяния 2:44, 4:32, 10:45) Поэтому важной стороной вклада Луки в Священное Писание в этом Повествовании о Рождении Церкви является его поучительное изображение: «Всесвятого Духа Божия».
Сила и обетование Святого Духа провозглашены в самых первых стихах Деяний (1:2, 1:5), и прекрасно описаны в истории Пятидесятницы и на протяжении всей книги Писания. Всесвятый Дух-это духовная сила Иисуса Христа, живое присутствие в жизни тех, кто верует. Так, мы слышим о верующих, «исполненных Духа Святого» (2:4); и история Пятидесятницы признает чрезвычайно динамичную жизнь Духа в личном опыте каждого верующего. В зависимости от перевода, в Деяниях Апостолов содержится около шестидесяти упоминаний о Святом Духе. Последователи «были крещены Духом Святым». Служение – это «дар Святого Духа».
Святой Дух-это живое, видимое для учеников присутствие Господа; поэтому призывание в молитве присутствия Иисуса и присутствия Духа Божьего идут рука об руку. Когда в Деяниях упоминаются апостолы, совершающие чудеса, они совершаются силой Святого Духа во имя Иисуса Христа (3:6; 4:10: 9:34). Как можно видеть, таким образом, действие Бога во Всесвятом Духе держит Воскресшего Христа в центре истории Искупления зарождающейся Церкви.
В день Пятидесятницы переживание Святого Духа, видимо, настолько потрясает, что, как и после самого Воскресения, оно в какой-то мере ощущается как кульминация Церковного года. Это первое ослепительное излияние Духа в коллективной христианской памяти – одно из самых знаменитых и поучительных повествовательных описаний во всем Новом Завете. «Несколькими искусными штрихами он рисует захватывающую сцену» (Дж.Д.Г. Данн, Начиная с Иерусалима, 2009, 146). В тексте описывается пестрая по национальному составу толпа людей, приезжающих со всего света, чтобы принять участие в еврейском празднике Шавуот (праздник седмиц), который отмечают через пятьдесят дней после Пасхи. Все они являются свидетелями того, как Святой Дух охватывает учеников Иисуса, так что, извне, он наполняет «весь дом, где они сидели», точно так же, как внутри, он наполняет их до глубины души. И их «поражает» то, что они слышат и видят. Раздается оглушительный звук с неба: «как бы от несущегося сильного ветра” (2:2). И видение, подобное пламени: «языки как бы огненные» (2:3). И провозглашаемые вдохновенные слова понятны всем в божественном даре хвалы и всеобщей любви.
Евангелист Лука, наш главный рассказчик, описывает глубоко духовное, безусловно, даже мистическое явление, действие Бога на земле в излиянии Святого Духа. И люди, которые в то время являлись свидетелями этого, запомнили это по-разному. Но определенно произошло что-то, что изменило нашу жизнь, и мы можем вдохновляться и размышлять над этой историей в Писании.
Эту сцену талантливо изобразили Дуччо (Алтарь Маэста в Сиене, 1308), см. выше, и Эль Греко («Пятидесятница», ок. 1660) -см. ниже. Многие помнили сильные порывы ветра. И некоторые видели что-то наподобие огня, языки пламени над каждым учеником, как будто они были в огне; ибо Святой Дух воспламенял и укреплял веру, охватывая людей, как дикий огонь, своей мощной силой. Наш Отец Церкви, Кирилл Иерусалимский, учит, что этот огонь – «душу просветляющий. Этот огонь имеет ныне прийти и на вас, и терние грехов ваших пожечь и истребить, а драгоценное стяжание душ ваших еще более просветить и даровать вам благодать. Ибо ее даровал Он тогда и апостолам». (Кирилл Иерусалимский, св. Поучения огласительные и тайноводственные, поучение огласительное, 17:15).

Теперь вспомните, что ранее в Евангелии от Луки, Иоанн Креститель проповедовал свой Мессианский призыв о том, что Тот, кто должен прийти, будет крестить Духом Святым и огнем (Лука 3:15-18). Получается, что языки пламени, свидетелями которых люди стали в Пятидесятницу, означали для них божественное присутствие, и, несомненно, пророчество исполнялось на их глазах. Шум ветра также говорил о силе божественного Духа, который веет, где пожелает. Помните также, что, когда мы услышали в Ветхом Завете, что пророку Иезекиилю было приказано голосом Божьим «изрекать пророчество духу» и велено ему дуть на иссохшие кости в его видении в пустыне (Иез. 37:9-14), мы все знали, что это было Дыхание Бога, которое вошло в эти сухие кости и наполнило их новой жизнью. И вот – это пророчество Иезекииля исполняется на Пятидесятнице.
Люди помнили, что порывы ветра настолько оглушали, что ученики знали, что ветер пришел с Небес, и настолько громким был шум ветра, что вокруг дома, там, в Иерусалиме, немедленно собралась толпа. И эта собравшаяся толпа сначала не поняла небесное знамение и была сбита с толку. Но это действительно было грозное присутствие Господа, Господа, который может «летать на крыльях ветра», как в Псалме 103. Роман Сладкопевец тоже пишет об этом:
Мудрые Апостолы, думая, что вся горница рушится под ветром, в страхе закрыли глаза.
А потом случилось нечто более ужасное, и чудо, следующее за чудом … ибо для очищения и обновления послал языки пламени перед собой Всесвятой Дух.
А «говорение на иных языках»? Много внимание уделялось этой любопытной стороне Пятидесятницы, не так ли? Поэтому, возможно, будет полезно взглянуть на это явление под другим углом, чтобы лучше понять его. И опять вспоминается какой-то удивительный внутренний опыт, и опять он описывается как внешнее и видимое явление. Действительно, что может показаться в этом самым удивительным, это не то, что заговорили на иных языках, а то, что послание было услышано как знакомая по-хвала и благодарение людям разных языковых традиций и разных вероисповеданий. Верующие не-евреи тоже слышали это. Итак, пятидесятническое послание от Господа, посреди ветра и огня, было чудом, потому что его слышали и понимали как нечто знакомое. Слово Божье звучало так, будто его говорили наши собственные отцы, наши собственные бабушки, наш собственный епископ, независимо от того, был ли это русский или корейский, греческий или иврит, или какой-то причудливый каппадокийский диалект. Чудо Святого Духа заключалось не только в том, что ученики говорили странно, но и в том, что паломники, говорящие на разных языках и диалектах, слышали и все понимали. И если понимали они, то и вы могли бы услышать и понять Святого Духа, изливающегося в тот день. И это было «удивительно». Сообщалось, что переживание Духа Божьего в Пятидесятницу было шумным, как буря, в каком-то духовном смысле, и огненным, в каком-то мистическом полыхающим смысле – и, прежде всего, оно было воспринято как радостно знакомое.
Таким образом, самым важным аспектом говорения на иных языках является не столько его странность, сколько то, на что оно направлено, его послание. Все слова божественной экстатической похвалы немедленно становились понятными для многих паломников из разных стран. Что же за послание это было? Народ услышал и признал великие деяния Господа. Мидяне, парфяне и каппадокийцы, даже египтяне и арабы-все слышали, как в Иисусе Христе провозглашались «великие дела Божии» (2:12.) Однако некоторые из собравшихся все еще сомневались, и в ответ на шутливое замечание из толпы паломников Петр встает как представитель Апостолов и произносит первую христианскую проповедь. И в этом, мои дорогие, Святой Дух дает возможность всем присутствующим услышать и увидеть новый смысл в еврейском Писании и увидеть в нем новые знамения об Иисусе Христе как Мессии. И они получают наставление Духа, чтобы продолжать этот путь, и они находят в себе божественную энергию, чтобы покаяться и креститься. Итак, Всесвятый Дух действует, «свидетельствуя о Христе, наделяя силой и вдохновляя на проповедь Евангелия и на то, чтобы самим совершать дела, подобные деяниям силы Иисуса» (Г.В.Х. Лямпе, Бог как Дух, 1977, p. 65)
Итак, друзья мои, всякий раз, когда вы слышите в церкви чтение Деяний Апостолов, прислушивайтесь к Святому Духу, дыханию Божьему. В них Писание открывает вам, как Дух Господень вдохновляет и направляет Церковь, ибо он посеял семена веры в сердцах членов сообщества новых верующих по всему миру. И теперь, если вы в своей молитвенной жизни чувствительны и восприимчивы к Всесвятому Духу Божьему, вы можете ожидать, что он назначит вас и поручит вам дела служения. Если вы прислушаетесь к Духу Святому, он пошлет вас выполнять работу Божью. Как Роман Сладкопевец молится за нас:
Братие, воспоем хвалу языкам учеников, ибо не красноречием, но Божественною силою Они поймали всех смертных в свои сети, ибо они взяли его крест, как трость (удилище), … оживляя тех, кто чтит и прославляет Всесвятого Духа.
(Кондак в день Пятидесятницы, 18)
*Деяния 2:1-2. Эти размышления с благодарностью посвящаются митрополиту Илариону.
В. К. Маккарти-англиканский богослов, она читает лекции в Общей теологической семинарии и пишет для Института исследований Восточного христианства. Ее новая книга «Из их уст: голоса раннехристианских женщин» доступна в издательстве Gorgias Press (Горгиас Пресс).