ВИРТУАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ СЕТИ АЙЯ-СОФИИ

0

Роберт Нельсон (Robert Nelson)

Как и всех историков визайнтийского искусства, меня обеспокоило превращение Айя-Софии в мечеть.Так как пандемия лишила меня возможности путешествовать, я узнаю о том, как выглядит сейчас здание, по изображениям, размещенным в Интернете, а также у друзей в Стамбуле, особенно у Дэвида Хендрикса, который предоставил мне данное выше изображение. Замечательные мозаики церкви прикрыты, чтобы мусульмане могли спокойно молиться во время, отведенное для молитв. Две из них находятся сзади, в полукружье апсиды. Изображение Богородицы раньше можно было видеть в центре, а поразительно красивого ангела – справа.  

Великолепный византийский пол в нефе застелили коврами, лишая возможности рассмотреть то, что на  греческих ресурсах называется «реки» – темно-зеленые полосы из мрамора, которые идут поперек нефа. В былые времена они задавали направление литургическим процессиям, точно так же, как отметки мелом на сцене показывают, где должен находиться кордебалет. Глядя на эти мраморные полосы в музее Айя-Софии, я представлял себе грандиозные шествия патриарха, епископов, священников, диаконов и певчих хора, которые  проходили через неф перед тем, как выйти из церкви и продолжить шествие по улицам Константинополя. Я узнал о «реках» и их использовании в литургии от ученых знатоков архитектуры и литургии. Другие специалисты больше сделали для того, чтобы представить себе церковь в эпоху средневековья. Здесь я хотел бы упомянуть работу Биссеры В. Пентчевой. Вместе со своими коллегами и с помощью науки они воссоздали долгие пространственные реверберации. Используя открытые ими акустические характеристики здания, ансамбль Cappella Romana записал песнопения на праздник Воздвижения Креста Господня, которые звучат так, как если бы это было в древнем Константинополе. Когда я печатаю эту статью, я слушаю  запись песнопений, и они возвращают меня в Константинополь тех времен.   

Я пишу это, находясь в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, за день до Рождества, в это странное время виртуальных богослужений. Я не был в своей Епископальной Церкви Христа в Нью Хейвене с марта, но я посещаю ее мессы онлайн и буду участвовать в богослужении онлайн сегодня ночью. Меня уже приучили к тому, что я воображаю, что нахожусь в церкви во время службы. Для подготовки статьи, которую я сейчас пишу, я читаю работу «Иконы и литургия. Восток и Запад» (под редакцией Николаса Денисенко) с исследованиями по материальным объектам, использумым в  ритуалах. Основные тексты – это воззвания Никейского Собора  (787г.), последнего собора, одобренного всей Христианской Церковью. Перефразируя то, что говорилось на Соборе, можно сказать, что религиозные художники отвечают за изготовление образов в каком бы то ни было  материале, который сочтут пригодным для этого, но Церковь управляет содержанием или значением этих образов. Ученые в этом понятии пошли дальше, добавив, что любой предмет религиозного культа получает свое завершение в глазах верующего или зрителя. Икона без религиозного обряда, без молитвы – это лишь раскрашенный кусок дерева. Икона закрепляет связь верующих, икон и изображенного святого.

Как все это относится к Айе-Софии? Церковь была построена в 5-м веке (532-537), и вскоре ее здание, ее литургии и верующие были окутаны духовной сетью, посредством которой строились и перестраивались и здание, и верующие. В 10-м веке, как мы знаем, эта церковь буквально сделала славянские народы православными, когда посланцы от князя Владимира, языческого правителя Киева, прибыли в Константинополь. Император привел их в великолепный храм на ночную литургию. Русские увидели огромное пространство с высокими сводами, метрами и метрами поверхностей, покрытых золотыми мозаиками, все это переливалось и оживало в мерцающем свете мириадов свечей и ламп. Посланники смотрели на это, вдыхая от облаков благовония при воскурении фимиама, слышали  песнопения, звуки которых отражались в огромном пространстве, и были потрясены увиденным. Возвратясь домой, они рассказали, что, придя в Святую Софию, они не могли понять, где они – «на Небесах или на Земле, …мы только знали, что Бог находится там среди людей, и их богослужение исполнено большей красоты, чем церемонии других народов».  В результате, Владимир решил  креститься и принять Православие и приказал своей семье и всем своим людям сделать то же самое. 

Однажды православный священник сказал мне, что когда он приходит в Святую Софию, это вдохновляет его на молитву. Это возвращает меня снова к толкованию того феномена, к треугольнику, который я отметил выше: верующий, объект для молитвы, будь это церковь или икона, и божество – Христос, Мария или святые, к кому обращают молитву. Святая София не использовалась как церковь веками, и в этом смысле, в 2020 году ничего не изменилось. Превращение ее в мечеть, если не принимать во внимание  искаженный интерьер здания, мало что меняет с точки зрения христианства. Мы все так же можем вовлекать ее в свою духовную сеть молитвы и веры – мы обрели эти навыки во время пандемии.

Так что, если я не могу поехать в Стамбул и пойти в мою самую любимую в мире церковь, я могу оказаться там силой моего воображения и с помощью доступных, хороших по качеству, образов церкви, которые помогают ее представить. Вдобавок к книгам, которые, возможно, у вас имеются, я особенно рекомендую отличный веб-сайт, который создал Дэвид Хендрикс, Наследие Византии, где вы увидите упомянутых мной Богоматерь и Ангела.  Когда вы следите за виртуальной литургией в своей церкви или где-то еще, вы можете мысленно перенести ее в Великую Церковь и, таким образом, присоединиться к тем духовным сетям веры, которые  некогда преобразовали здание и преобразует его и сейчас.  


Роберт Нельсон – профессор истории искусств Роберта Лемана в Йельском университете.