ЗДРАВЫЕ СМЫСЛЫ

0

Кристиана Зеннер Пеппард  |  English  |  ελληνικά

В пятницу 1сентября Вселенский Патриарх Варфоломей и Папа Франциск выпустили «Совместное послание миру по случаю дня молитвы о Божьем Творении». Этот содержательный документ, длинной чуть более страницы, включает в своем послании о молитве о Творении этический императив. Папа и Патриарх не в первый раз совместно высказывают мнение об окружающей среде: в 2002 году Иоанн Павел II и Варфоломей написали «Совместную декларацию», привлекающую православные теологические доктрины о Творении и католическое социальное учение к критическому анализу экологических последствий «экономического и технологического прогресса, не видящего и не учитывающего свои границы». В этом документе лидеры призывают к «усилению экологического осведомленности» и настаивают на понятии попечительства, смирения и согласованности с естественным (моральным) законом. Такие идеи могут быть найдены в учениях обеих церквей, и новый призыв от 1 сентября 2017 года бесспорно подчеркивает солидарность, служение, коллективную ответственность и действия новыми важными способами.

О чем же говорится в документе? Первый параграф начинается с Писания, далее изменение климата становится главной темой, особенно его негативное влияние на «тех, кто живет в бедности в каждом уголке земного шара». Как и в Caritas in veritate (Любовь в истине) от 2009 года Бенедикта XVI, и в Laudato Si’ (Хвала Тебе) Франциска от 2015 года, в послании подразумевается, что сверхразвитые нации и народы несут особую форму ответственности в ликвидации и решении проблем, последствия которых приносят пользу немногим элитам за счет большого числа людей, страдающих по всему миру. Третий параграф созвучен католическому социальному учению об окружающей среде, вкратце: «Наша обязанность использовать богатства земли ответственно подразумевает признание и уважение всех людей и живых существ. Настоятельный призыв и необходимость заботиться о творении является приглашением всего человечества работать над устойчивым и целостным развитием».

Учитывая это, следует отметить, что, поскольку исполнительные органы федерального правительства США выходят из Парижских соглашений и удаляют ссылки на связанные с изменением климата и архивные исследовательские документы с веб-страниц Агентства по охране окружающей среды, эти два религиозные лидера Европы обращаются к Писанию и научно-моральному консенсусу практически на одном дыхании. Конечно, Вселенский Патриарх Варфоломей подчеркивал важность Творения в течение практически трех декад, а его предшественник Димитрий I установил 1 сентября Всемирным днем молитвы о Творении (начиная с 1989 года). Папа Франциск ввел эту традицию в литургический календарь Католической Церкви в 2015 году, через два месяца после выхода Laudato Siи за несколько недель до его обращения в ООН, где он призвал мировых лидеров прийти к международному соглашению по насущным вопросам социальной и экологической деградации.

Колоссальное наводнение на Хьюстоне и разрушительные муссоны в Юго-Восточной Азии, безусловно поднимают вопрос о практической значимости мирового ухудшения состояния окружающей среды и социальной (не)справедливости коллективной апатии. В насыщенную неделю по общественным заявлениям Вселенского Патриархата по экологии, 29 августа Варфоломей обнародовал заявление об урагане Харли. В заявлении были определены структурные аспекты (градостроительство), эпистемологически-этические (изменения климата) и отдельные действия (благотворительность): «Мы все призваны участвовать спасении и служении нашему миру уменьшая разрушающую силу таких ураганов с помощью экологического планирования, или более серьезного отношения к важной проблеме изменения климата и его влияния на состояние планеты, или даже личного участия в работе благотворительных организаций, обеспечивающих комфорт и поддержку тем, чья жизнь настолько радикально меняется в мгновение ока».

Но что же Папа и Вселенский Патриарх имели ввиду, издавая 1 сентября документ «Совместное послание миру по случаю для молитвы о Божьем Творении»? Является ли это просто призывом к молитве, поскольку в конце, в четвертом параграфе они приглашают «всех людей доброй воли» (классическая формулировка в католических папских энцикликах) «уделить время молитве об окружающей среде»? Конечно, учитывая серьезность связанных с изменениями климата «сценариев упадка морали», описываемого ими, можно разумно задаться вопросом, действительно ли «молитва» является достаточным призывом к действию?

Франциск и Варфоломей не думают так ограничено, духовной молитвы недостаточно. Молитва, по крайней мере частично, связана с направлением к правильным действиям, подразумевают церковные лидеры, с одной стороны потому, что «мы знаем, что труд наш напрасен, если Господь не на нашей стороне» (см. Пс.126-127), а с другой стороны потому, что «цель наших молитв – изменить то, как мы воспринимаем мир для того, чтобы изменить то, как мы относимся к миру».

Я говорю своим студентам, что этика – это о том, как мы, люди, относимся к миру. Она требует и размышления, и действия. Теология молитвы в этом документе не единственно о медитации или мольбе. Она о духовной ориентации на правильные формы действия. И требуемые действия являются решительно коллективными в этот исторический момент, характеризующийся изменением климата и растущим неравенством.  Папа и Вселенский Патриарх, таким образом, завершают обращение целенаправленным «призывом к тем, кто находится на позициях социально-экономической, а также политической и культурной ответственности за то, чтобы слышать крик земли и заботиться о нуждах маргинализованных», – опять же, язык, сильно резонирующий с Laudato Siи предшествующим католическим социальным обучением.

Интересно, что затем они добавляют дополнительное увещевание: «… прежде всего ответить на прошение миллионов и поддержать консенсус в мире», с «согласованным и коллективным» ответом, с «общей и подотчетной» ответственностью, ориентированной на «солидарность и служение». Хотя я буду первой, кто скажет вам, что заявления папского магистерия и православных иерархов, безусловно, не делаются в ответ конкретной правительственной политике, в этом случае я бы поспорила, что самой важной целью последнего параграфа Совместного послания является вывод США из Парижского соглашения по климату при президенте Трампе.

Таким образом, это содержательное, убедительное и очень своевременное совместное послание Папы Франциска и Вселенского Патриарха Варфоломея пропитано традицией и яростно современно. И теперь дело за общинами христиан и «людями доброй воли» решить, сможет ли такое понимание способствовать началу новой главы в отношениях человечества с изменением климата – то есть охватить формы эффективного, коллективного действия на планетарную деградацию – или это будет просто хорошо сформулированная закладка в повествовательном движении молитвы и размышлений, полная шума и пыла, но ничего не значащая.


Кристиана Зеннер Пеппард, доцент теологии, науки и этики в университете Фордам, автор книги «Просто вода: теология, этика и мировой водный кризис». Вы можете следить за ней в Твиттере @profpeppard.