Каста как защищенная категория и индийское христианство

0

Соня Томас (Sonja Thomas)

Мозаика Святого Фомы, Сиро-Малабарская церковь, Керала, Индия. Фото автора.

Пришло время, когда  католикам Восточного обряда и православным христианам в Соединенных Штатах нужно объединить усилия и бороться с кастовостью. Члены общины должны поддерживать инициативы по превращению касты в защищенную категорию в школах, колледжах и университетах, а также на рабочих местах. Подобным же образом члены общины должны раскрывать ложность понятия о том, что выступать против кастовости – это проявлять индуфобию. Выступать против кастовости — это вопрос прав человека, простой и понятный, который затрагивает все религии, включая христианство.

Вопреки общепринятому мнению, понятие касты связано не только с индуистской религией, но существует в разных религиях. На самом деле кастовость, определяемая как «приверженность кастовой системе», веками практиковалась христианами доминирующей касты и является неотъемлемой частью католических и православных индийских христианских традиций и практик восточного обряда.

Кастовость – это форма дискриминации по признаку родового происхождения. «Родовое   происхождение» просто означает, что человек рождается в определенной группе, и поэтому очень важно, кем являются его родители и предки. Для американцев, незнакомых с кастой, можно провести параллель с расизмом.

Так как и расизм, и кастовость являются формами дискриминации по признаку родового происхождения, их последствия похожи. Они включают в себя сегрегацию, дискриминацию в сфере занятости, дискриминацию в сфере образования, сексуальное насилие, жестокость полиции и даже структурные барьеры для получения государственной помощи. Как и расизм, кастовость институционализирована, системна и взаимосвязана с расой, цветом кожи, классом, полом и сексуальностью.

Любой, кто может получить доступ к кастовым привилегиям, поддерживает систему, в которой «иные» занимают подчиненное положение. Вот почему активисты, выступающие против кастовости, используют термин «доминирующая каста» для обозначения тех, кто обладает властью и привилегиями, связанными с кастой. Касты далитов  (социальная база блока партий Бахуджан) или те, кто подвергается действию множественных и взаимосвязанных последствий кастовости, насилию и кастовому апартеиду, находятся в подчиненном положении в обществе, разделенном на касты.

Я учусь, и мои предки происходят из группы христиан, известных как «сирийские христиане», названных так потому, что они следуют восточным или «сирийским» традициям. В юго—западном штате Керала, Индия, сирийские христиане – названные так потому, что они следуют восточным или сирийским традициям – также известны как христиане Св.Фомы. Сирийские христиане верят, что святой Фома прибыл на побережье Кералы в 52 году н. э., совершал чудеса и, согласно устной истории сирийских христиан, обратил («высшую» или наиболее доминирующую касту) брахманов в христианство.

Кастовая система в Керале, известная к настоящему времени, не становилась основной социальной системой в регионе, по крайней мере, до седьмого века. Тем не менее, история происхождения сирийских христиан из касты Святого Фомы/браминов остается значительной частью идентичности общины. От повсеместных сирийских христианских семейных историй, навязывающих мнение о браминских корнях первых новообращенных, до многочисленных изображений св.Фомы почти в каждой сирийской христианской церкви, эти предполагаемые истоки доминирующей касты способствуют современным оправданиям сирийских христианских традиций и практики, а также их кастового, классового и расового статуса.

Веками православные христиане и католики Восточного обряда укрепляли свою касту посредством землевладельчестства, задокументированного еще в девятом веке. Сирийские христиане стали выполнять промежуточную функцию в иерархии каст, стали  «очищающей кастой» и начали практиковать строгие формы «загрязнения» на расстоянии от индуистов и христиан далит-Бахуджан. Как выявляет Плэсид Подипара у христиан латинского обряда Малабара, к концу восемнадцатого века сиро-малабарские католики доминирующей касты выступали за отделение от латинских католиков-Бахуджан в семинариях, возражая против использования латинскими католиками сирийских христианских облачений и выступая против любого обучения латинских католических священников в сирийских христианских традициях.

В дополнение к сегрегации в церковной сфере землевладельцы доминирующей касты порабощали касты рабов-далитов в феодальной сельскохозяйственной системе. Сирийская христианская община, состоящая из землевладельцев и торговцев, была частью этой кастовой рабовладельческой системы. Как отмечал Санал Мохан в «Современности рабства», после отмены рабства в 1855 году попытки далитов завладеть землей встретили «жесткое сопротивление со стороны индусов из высших каст и сирийских христиан». Мохан также показывает в «Современности», что сирийские христианские землевладельцы выселили крестьян-далитов, напали на христианского активиста движения далитов против каст  Йоханнана и его людей, напали, когда Йоханнан выступал с речью в Веттияде, в результате чего погибла женщина-далит. К тому же, в начале двадцатого века сирийские христиане выступали за раздельные школы и отрезали доступ к общественному статусу при помощи более высокооплачиваемой работы, которая уже начала монополизироваться в государстве представителями доминирующей касты наирами, намбудирисами и сирийскими христианами.

Поскольку кастовая власть действует на пересечении классов, доминирующие касты накапливают богатства и статус поколений и передают по семейным линиям. По словам К. С. Захарии, автора книги «Сирийские христиане Кералы», сирийские христиане сегодня – крупнейшие землевладельцы в штате Керала. В отношении них не используются оговорки (квоты) в соответствии с кастовой политикой позитивных действий Индии, в то время как христиане-далиты Бахуджан их получают. Керала — самый образованный штат в Индии, и сирийские христиане известны тем, что организуют это и отправляют своих детей в более дорогие частные школы штата – школы с обучением на английском языке, которые обеспечивают рабочие места в техническом секторе и транснациональные возможности.

Как объясняет Яшика Датт в своих мемуарах «Раскрывая себя как далит», образование на английском языке, … часто в частных школах и дорогостоящее, недоступно большинству далитов. В «новой» Индии хорошее владение английским языком было признаком новой высшей касты». В политическом отношении сирийские христиане претендуют на статус меньшинства и лоббируют стипендии для студентов своей общины, часто за счет христиан-далитов Бахуджан и мусульман. Сирийские христиане преобладают в других отраслях экономики, таких, как выращивание каучука и банковское дело. Они редко выполняют сельскохозяйственную работу, обычно связанную с бывшими кастами рабов. Более того, католики доминирующей касты приветствовали недавнее постановление суда, которое отменяло предоставление особых стипендий мусульманам, латинским католикам и христианам-далитам Бахуджан. Согласно сирийской католической иерархии, если латинские христиане и далиты-христиане  Бахуджан будут получать стипендии, это «разделит саму христианскую общину».

Пересечение касты, пола и сексуальности является ключом к пониманию того, как функционирует кастовость. Например, одна из наиболее ярких форм кастовости в христианстве проявляется в том, как сирийская христианская иерархия и община приняли активное участие  в том, чтобы удерживать членов общины от брака вне касты. Тенденция к эндогамии, или «вступлению в брак в рамках касты и веры», приводит к возведению и поддержанию кастовых границ. Помимо этого, в соответствии с гендерными ролями в сирийской христианской культуре, женщины доминирующей касты ограничены в свободах и почти не могут проявлять самостоятельность, и все же они пользуются выгодами кастовых привилегий, когда придерживаются определенных гендерных норм.

Наряду с этим, мужчины и женщины низших каст сталкиваются с совершенно разными гендерными и кастовыми реалиями. Проводя сравнения, Изабель Уилкерсон в своей работе «Каста: истоки нашего недовольства», отмечает, что в кастовой системе государство и общество игнорируют изнасилование женщин из подчиненной касты, в то время как мужчин из подчиненной касты могут линчевать за связь с женщинами из доминирующей касты: «Таким образом, доминирующий пол доминирующей касты, вдобавок к контролю над средствами к существованию и жизненными шансами всех, кто ниже их, устраняет конкурентоспособность своих женщин и фактически всех женщин».

Кроме того, существует разжигаемая кастовая моральная паника по поводу любовных джихадов. В подобных высказываниях сирийские христианские женщины не имеют свободы воли или выбора в отношении партнеров и не имеют прав на свое собственное тело. В июне 2015 года Сиро-Малабарский католический епископ Мэтью Аникужикаттил использовал термин «любовный джихад», утверждая, что сирийских христианских девушек принуждали к браку мусульмане и мужчины из касты Бахуджан Эжава. На Синоде в 2020 году сирийские христиане снова пропагандировали кастовую риторику таких любовных джихадов, утверждая, что сирийских христианок вынуждали выходить замуж и изменять касту/веру. В 2021 году групповой чат сирийской христианской семьи в WhatsApp стал вирусным, широко распространяя видео утверждаемого ими любовного джихада.

В сентябре 2021 года Сиро-Малабарский католический епископ Джозеф Калларангатт заявил, что мусульмане в штате Керала начинают как джихад против наркотиков в штате, так и любовный джихад против женщин-христианок доминирующей касты. Его комментарии встретили протесты мусульман и союзников. В свою очередь, верующие сирийские христиане организовали контрпротесты в поддержку комментариев епископа. Демонстрации сотрясали штат более недели.

Отлучение членов церкви от веры из-за вступления в брак вне своей касты является сохранением статус-кво и оправдано в рамках христианства доминирующей касты. В мае 2021 года Высший суд штата Керала вынес решение против Кнаянан (сирийской христианской секты доминирующей касты) за отлучение от церкви членов, вступивших в брак вне касты/конфессии. В последующих новостных сообщениях особо отмечалось, что католики-кнаянаны вступают в брак с католиками-не-кнаянанами.

Как я объясняю в «Привилегированных меньшинствах», сирийским католикам из доминирующей касты проще, с ритуальной точки зрения, вступать в брак с православными христианами из доминирующей касты, чем католикам из доминирующей касты вступать в брак с латинскими католиками Бахуджан, несмотря на то, что католики из доминирующей касты и латинские католики предположительно являются частью одной и той же Единой, Святой, Католической и Апостольской Церкви. Это указывает на то, как православные христиане доминирующей касты и католики доминирующей касты обеспечивают сохранение границ касты посредством эндогамии и брахманского патриархального контроля над возможностью женщин распоряжаться своей сексуальностью.

Кастовость продолжает сохраняться во всей индийской христианской диаспоре. Многие индийские христиане в США иммигрировали сюда после закона об иммиграции 1965 года, который разрешил миграцию в Соединенные Штаты квалифицированных специалистов. Христиане, имеющие для этого деньги, возможности и привилегии (как правило, те, у кого были отличные знания английского языка и дипломы инженеров и врачей), мигрировали в Соединенные Штаты в эту эпоху. Таким образом, привилегированные по кастовому признаку сирийские христиане являются самой большой группой индийских христиан в Соединенных Штатах, как отмечает Према Куриен в книге «Этническая церковь встречается с Мегацерковью». Хотя многие сирийские христиане в Соединенных Штатах по сей день сталкиваются с расизмом, кастовые сети, которые способствовали их миграции, остаются непризнанными.

Например, мои мать и отец смогли поехать в Германию через доминирующие кастовые христианские сети для изучения, соответственно, сестринского дела и медицины, а оттуда – в США. Сирийские христианские мигранты, приехавшие после  1965 г., создали доминирующие кастовые христианские организации в США и стали лидерами диаспоры «индийских христиан». Действительно, церкви, которые мы считаем «Индийскими христианскими церквами» в США, являются католическими и православными христианскими церквами восточного обряда доминирующей касты. Руководящие должности в этих Церквах занимают члены доминирующей касты. И кастовые взгляды, хотя они не часто обсуждаются открыто в обществе, продолжают влиять на повседневную жизнь индийской христианской диаспоры.

Проводимое сейчас мной исследование, связанное с индийскими католическими священниками в США, показало, что латинские католические священники из Индии чувствовали себя нежеланными гостями в сирийских христианских американских семьях. В то время, как католические священники доминирующей касты становятся би-ритуальными  для совершения таинств в латинских католических церквах в США, латинские католические священники редко становятся би-ритуальными для совершения таинств в сиро-малабарских церквах доминирующей касты. Действительно, основываясь на моих исследованиях  католической общины доминирующей касты, я не сомневаюсь в том, что латинские католические священники, совершающие таинства в католической церкви доминирующей касты, вызовут возмущение среди прихожан доминирующей касты. Но из-за кастовости все время происходит обратное: католическая церковь продолжает назначать священников и епископов доминирующей касты для конгрегаций с большинством далитов. Например, хотя большинство католиков в штате Тамилнад принадлежат к подчиненным кастам, только 1 из 18 епископов в штате является далитом. Назначение 31 мая еще одного епископа, не являющегося далитом, вызвало возмущение среди католиков-далитов в штате. Кастовость системна, пересекается с полом и сексуальностью и институционализирована в христианстве. Касты существуют в разных религиях и являются формой дискриминации, против которой должен выступать каждый член любой религиозной группы. Почему же тогда Индуистский американский фонд утверждает, что признание касты в качестве защищенной категории равносильно индуфобии?

Как и в других доминированиях, обладающие властью кровно заинтересованы в том, чтобы сохранить эту власть, отвлекая внимание от реального функционирования механизма касты. Простое упоминание о привилегиях, полученных от предков, вызывает беспокойство среди людей доминирующей касты. Те, у кого есть кастовые привилегии — те, кто с наименьшей вероятностью ощутит кастовую дискриминацию в своей собственной жизни — реагируют на дискуссии о кастовости возражениями и гневом. Следовательно, наиболее привилегированные представители группы меньшинств заявляют о преследовании без учета многовекового кастового угнетения, без необходимости обсуждать, как все мы можем участвовать в кастовости.

Likewise, for dominant-caste Orthodox and dominant-caste Catholics, it is neither in the hierarchies’ interest nor the community’s to dwell on the history and legacy of slavery, or to dismantle caste power, since they both benefited from it over centuries. Many Syrian Christians in the United States remain unaware of their caste privileges, formal and informal caste networks, or casteism in Christianity.

Подобным образом, православные доминирующей касты и католики доминирующей касты не заинтересованы в том, чтобы  иерархии или община обсуждали историю и наследие рабства или демонтировали кастовую власть, поскольку и те, и другие веками извлекали из этого выгоду. Многие сирийские христиане в Соединенных Штатах по-прежнему не знают о своих кастовых привилегиях, формальных и неформальных кастовых сетях или кастовости в христианстве.

Но c этим пора покончить.


Соня Томас – адъюнкт-профессор и программный директор факультета женских гендерных и сексуальных исследований Колледжа Колби.