ОСУЖДЕНИЕ ИЛИ ЛЮБОВЬ В ВЕК ПАНДЕМИИ
ОтецИлиясВиллис (Fr. Elias Villis)

Когда Архиепископ Эльпидофорос направил своим верующим энциклику по поводу COVID-19 от имени Священного Синода Православной епархии архиепископа американского, мне показалось, что я обнаружил нечто более скандальное и трагичное, чем сама пандемия. Это – осуждающий, ханжеский голос большого количества «верующих» (как священнослужителей, так и иерархов и мирян), которые выступали против тех, кто боялся подходить к чаше из-за опасения заразиться болезнью или распространить ее.
Из тех комментариев, что я видел, больше всего вызывают беспокойство следущие: «Если вы верите, что заболеете от принятия Святого Причастия, вы грешите, и вам не следует подходить к чаше». И еще один : «Как вы можете верить в то, что Тело и Кровь Христа способны передать вам болезнь?»
Неужели именно такого рода комментарии ведут нас к Богу? Неужели пандемия – это какое-то духовное состязание, где мы намереваемся доказать в социальных сетях по всему миру, насколько у нас больше веры, чем у других?
Теперь, прежде, чем продолжать, позвольте мне подтвердить, что Тело и Кровь Христа не могут никого сделать больным. Мы верим и исповедуем то, что Тело и Кровь Христовы – это лекарство, дающее жизнь вечную. Это так, учитывая Его милосердие и любовь к нам. Евхаристия, как и любовь Христа – это также лекарство, которое смиряет гордыню. Как Христиане, мы должны показать миру, что мы – Церковь для всех людей с их отношением к вере. Для тех, кто имеет твердую веру, для тех, у кого нет веры, и для тех, кто борется с верой.
Когда Господь воскрес из мертвых, Он явился Марии Магдалине прямо у Своего гроба. Когда Мария хотела до Него дотронуться, Господь сказал: «Не прикасайся ко мне, ибо я еще не восшел к Отцу Моему». Но когда Он явился апостолам, Фоме, главному среди сомневающихся, сказали, что они видели Господа. Фома в ответ сказал «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.» (Иоанн, 20:25). Господь явился Фоме даже в то время, когда Фома сомневался. Как важно это для нас! Он является к тем, кто сомневается, из своей любви и сострадания, и нам говорится: «не будьте неверующими, но будьте верующими». Он является нам в чаше, и мы все-таки можем приблизиться и прикоснуться к Нему через Евхаристию, даже если причащаться индивидуально – для тех, кто в настоящий момент испытывает страх; но в то же время надо говорить причастникам, чтобы они молились за избавление от их сомнений или страха.
Давайте вспомним первое причащение, или первую «Божественную Литургию» во время Тайной Вечери. Позволил ли тогда Христос тому, кто собирался Его предать, причащаться Его Тела и Крови? Разве Сын во плоти Бога живого не знал, что Иуда собирается Его предать, и все же позволил Иуде причаститься? Он даже мыл Иуде ноги! Просил ли Он Иуду уйти с Тайной Вечери? – Нет, не просил.
Можете ли вы представить себе боль и мучения человека, который боится подойти к чаше? Думаете ли вы, что люди, которые изо всех сил стараются справиться с этим, себя оправдывают? Хотим ли мы, чтобы эти люди, охваченные страхом, чувствовали себя изгоями ? Разве мы не видим, что осуждая их, мы лишь усугубляем ситуацию?
Упрекал ли Господь женщину, страдающую от кровотечения, когда она подошла, чтобы прикоснуться к Нему (Марк 5:25)? Прикоснулась ли она к краю Его одежды, когда истекала кровью, или она ждала, пока кровотечение не прекратилось?
Я отказываюсь верить, что наш Господь и Спаситель Иисус Христос мог бы сказать кому-то, кто предан вере во многих отношениях, но не может подойти к чаше из-за страха заразиться, «Не подходи, ибо ты не веруешь». Это был бы не тот Христос, которому мы поклоняемся и которого мы любим. Господь, которого мы почитаем и любим – это Тот, кто говорит одно и то же людям, независимо от их веры и их грехов, «Идите ко мне, дети мои». Человека верующего, набожного, человека, который регулярно ходит в церковь, дает пищу бедным, посещает больных и заключенных, но который не может преодолеть единственный страх –причаститься из чаши во время пандемии– нельзя обличать более ревностным членам Церкви, будь это миряне или священнослужители. Никто не должен публично приравнивать чей-то страх к греху. Да, Господь наш говорил снова и снова: «Не будь неверующим, но будь верующим».
По моему мнению, одно из самых сильных мест в Библии находится в Евангелии от Марка (Mарк 9:23-25). Когда один мужчина привел своего сына, одержимого бесами, чтобы Господь вылечил его, Господь сказал отцу: «Если ты можешь верить, то все возможно для того, кто верит». Но повествование идет дальше и дает нам самую великую из всей Библии молитву – отец мальчика воскликнул со слезами: «Господи, я верю; помоги моему неверию!» Как священник, я часто говорю эту молитву, когда выхожу из тюрьмы или детской онкологической больницы. Честно говоря, в таких ситуациях я чувствую, как пошатнулась моя вера. И я повторяю эту молитву снова и снова, весь день.
Как Церковь Нового Завета смогла вырости с одиннадцати апостолов до сотен верующих, которые приняли крещение? Причина в том, что, несмотря на месть и наказания, ранняя Церковь была общиной безоговорочной любви и милосердия. Это была община всепрощения, терпения и сострадания. Вот что обращало столь многих в веру в Того, кто Наимилосерднейший, Сострадающий и Любящий. Неверующих обращали в веру потому, что они видели сообщество любви, милосердия и всепрощения, невзирая ни на что. Да, действительно, чудеса помогали обращению неверующих в тех, кто верил в Евангелие Христа, но будем откровенны: нас больше всего трогает –верующие мы или нет– когда нас по-настоящему прощают и обнимают те, против кого мы грешили. Нас ведут в Царство Божье любовью, а не страхом.
Отец Илияс Виллис – священник Греческой Православной Церкви Христа-Спасителя в городе Рай, штат Нью-Йорк, и капеллан организации сотрудничества православных христиан Фордхэмского университета
Public Orthodoxy – Публичное Православие – стремится способствовать обсуждению, предоставляя форум для различных точек зрения по современным вопросам, относящимся к Православию. Мнения, высказанные в данном исследовании, принадлежат единственно его автору и необязательно представляют точки зрения издателей или Центра Православных Христианских исследований.